Главная » Статьи об образовании » Проблемы современной школы » Страсти вокруг “Примерной программы среднего и полного общего образования” по русскому языку и литературе для 10-11 классов, рекомендованной РАО

Страсти вокруг “Примерной программы среднего и полного общего образования” по русскому языку и литературе для 10-11 классов, рекомендованной РАО

На официальном сайте Минобрнауки  опубликовано « Информационное сообщение о содержании литературного образования в школе».

Поводом для публикации данного документа послужила дискуссия, развернувшаяся в средствах массовой информации в связи с появлением в продаже  “Примерной программы среднего и полного общего образования”  по русскому языку и литературе для 10-11 классов, рекомендованной Российской Академией образования (РАО).

список литературы для чтенияВ данной программе содержится список литературы, обязательной к изучению в старшей школе. Собственно этот перечень  и вызвал  массу  негативных выступлений в СМИ. В нем значительно сокращен список произведений признанных классиков русской и советской литературы. Вместо классической литературы в список включены произведения современных авторов, изобилующие нецензурной лексикой, порнографическими сценами и  пропагандой наркотиков.

Развернувшийся скандал в СМИ вокруг пресловутой программы  продолжился на заседании  Госдумы, где лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов потребовал отставки министра образования Дмитрия Ливанова.

Позицию Миронова дополнила  “Российская газета”, которая привела достаточно смелые цитаты из работ предлагаемых академическим институтом современных авторов Ю. Рытхэу, А. Эппеля, А. Гладилина, А. Терехова.

Пресс-служба Минобрнауки в специальном заявлении, сообщает: «Министерство не имеет отношения ни к разработке, ни к публикации данной программы. Авторы разработали программу по собственной инициативе и без учёта требований законодательства в области образования, а значит, программа не может быть использована в образовательном процессе.

Борис Ланин — главный виновный реформатор

В настоящее время в основной и старшей школе (5-11 классы) действует стандарт 2004 года, в котором представлен перечень литературных произведений русской классики и современной литературы для обязательного изучения, где представлены, в числе других, произведения А.К. Толстого, Н.С. Лескова, А.И. Куприна, А.В. Вампилова, В.П. Астафьева.

При разработке примерных программ по литературе для нового стандарта, который вступит в силу в 5-х классах с 2015-2016 учебного года, в 10-х классах — c 2020-2021 учебного года, будет сохранена преемственность, как в изучении литературных произведений, так и в части количества часов, отведённых на их изучение».

“Ни одна предметная программа, разрабатываемая под новый стандарт, не будет принята без широкого общественно-профессионального обсуждения”, — официально обещает ведомство.

Таким образом, весь гнев общественности и официальных структур пал  на Бориса Ланина, заведующего лабораторией литературы Института средств и методов обучения РАО, под чьей редакцией вышел документ.

В ответ на многочисленные нападки Борис Ланин в «Живом журнале»  так объясняет свою позицию: «Сейчас у каждого учителя программа должна быть своя. Вот и решили в нашем ИСМО РАО сделать для учителей «примерные модульные программы» по всем предметам. Два уровня: базовый и углубленный. Каждый учитель своих детей знает лучше нас, а вот литературу мы знаем хорошо, особенно современную. На структуре программы мы не настаиваем, только помогаем разобраться с содержанием, с теми читательскими и творческими навыками, которые должны развиваться у школьников. «Примерная» — это не значит «обязательная». Программа рассчитана на старшеклассников и поэтому туда включено много произведений современной литературы»

Скандал вокруг примерной программы среднего и полного общего образования — другая сторона медали

«Скандал вокруг программы РАО, не что иное, как глупая вакханалия» — считает Сергей Волков, учитель русского языка и литературы,  член Общественной палаты. «Современная литература всегда была в программах, и если учителю надо, и он умеет, он Улицкую и Пелевина с детьми давно читает. Такой вот страшный секрет раскрою. И кстати, про аборты со старшеклассниками приходится говорить и про наркотики, потому, что, хотя их в русской классике нет, но в русской жизни – полно. И никакого Лескова и Куприна никуда этот же учитель из программы не убирает при этом”, пишет он в Facebook.

В этих словах есть здоровая доля истины. Мы живем в другом мире, и учить детей правильно понимать его проблемы, научить  их противостоять всему дурному, что, увы, так часто встречается им в реальной жизни   – основная задача учителя. Делать это можно разными средствами, в том числе и через современную литературу.

КОММЕНТИРОВАТЬ