Все плюсы и минусы в работе Минобрнауки за последние восемь лет

Коллегия Министерства образования, состоявшаяся в конце прошлой недели, являлась последней для нынешнего состава министерства. Поэтому на заседании были подведены итоги почти восьмилетней работы (Минобрнауки было создано 9 марта 2004 года) и намечены перспективные направления деятельности на последующие годы.
В заседании приняли участие не только работники министерства, но и ректоры вузов, представители комитетов образования, Совета Федерации, Счетной палаты, различных предприятий и общественных организаций.
Оценивая тематику выступлений, можно констатировать, что в, основном, она была посвящена проблемам образования. Наука и научные достижения как-то остались в стороне.
А.Фурсенко в своем докладе подробно остановился на всех ключевых достижениях министерства в образовательной сфере. Вспомнил, дав некоторые комментарии, какие революционные изменения произошли в образовании за восемь прошедших лет.
Разработка ФГОС
- Разработаны новые образовательные стандарты (в начальной школе они действуют с 2011 года), для учащихся 5-9 классов вводятся с 1 сентября 2012 года.
Для старшеклассников стандарты находятся в стадии доработки. Все помнят, какое активное противостояние общественности и учителей вызвал первый вариант этого важнейшего документа. В какой редакции будет принять окончательный вариант пока не ясно, но все заинтересованные стороны держат под контролем этот вопрос.
Введение ЕГЭ и ГИА
- С 2009 года ЕГЭ стал обязательной формой выпускных экзаменов.
Несмотря, на активное сопротивление общества, и образовательных структур, ЕГЭ надо воспринимать как свершившийся факт. В дальнейшем он будет только совершенствоваться таким образом, чтобы не осталось противников этой экзаменационной формы.
- ГИА для девятиклассников пока является добровольной и находится в стадии апробации.
Но, как дал понять А.Фурсенко, скоро, также как и ЕГЭ, итоговая аттестация станет обязательной для учащихся 9-х классов. По ее итогам будет происходить зачисление в 10 класс и в учреждения СПО;
Система начисления зарплаты учителю
- В регионах идет внедрение нормативно-подушевого финансирования школ и новой системы начисления учительских зарплат.
Этот норматив вызывает большое недовольство среди общественности и учителей, особенно из малокомплектных сельских школ. По сути дела все идет к ликвидации школ в российской глубинке — выжить при такой системе финансировании они просто не смогут.
- В 69 регионах оплата труда учителей сравнялась со средней по экономике, к концу 2012 года эта планка будет достигнута во всех регионах.
Теперь главный вопрос, который волнует учителей: что будет с их зарплатой после 2013 года, когда прекратит свое существование программа по модернизации школьного образования. По их мнению, необходимо в законе «Об образовании» отдельной статьей предусмотреть порядок индексации оплаты труда учителей, таким образом, чтобы она всегда была не ниже средней по экономике.
Обязательная аттестация учителей
- С 2011 года все учителя обязаны раз в пять лет проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности. Педагоги, не прошедшие допуск к профессии, могут быть уволены.
По мнению Минобранауки, школа нуждается в обновлении 20 % педагогического состава, и новая система оплаты труда уже привела к притоку в школьное образование молодых кадров. С 1 января по 1 сентября 2011 года число молодых учителей выросло на 10 %.
Новые предметы в школьной программе
- С 1 сентября во всех школах появится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
Постановление уже готово, но реализация его пока под большим вопросом. Как следует из сообщений учителей и родителей, до сих пор нет хороших учебников по данному предмету, и остро не хватает профессионально подготовленных учителей-предметников. Кстати именно по этой причине, в 5% школ, где отрабатывался пилотный проект, он вообще был не реализован. Успеют ли к 1 сентября решить эти проблемы остается под большим вопросом.
Переход на двухуровневую систему образования
- В результате модернизации высшего образования в стране созданы 8 Федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов. Эти главные вузы страны будут дополнительно финансироваться государством для реализации своих образовательных и научных программ;
- Российское высшее образование приведено в соответствие с европейскими стандартами – завершился переход на двухуровневую систему.
На местах еще остается много неясных вопросов, не полностью готовы образовательные стандарты и программы обучения для бакалавров и магистров. А процесс уже запущен, приходится все дорабатывать и отрабатывать по ходу дела.
- Государство определило перечень приоритетных направлений, на развитие которых будут выделяться дополнительные средства из казны.
Как ни странно в этот перечень не попали образование и здравоохранение, видимо здоровые и образованные люди стране не нужны.
Изменение системы финансирования вузов
- С 2012 года для студентов и аспирантов, обучающихся по приоритетным специальностям, ежегодно будет выделяться 3 тысячи президентских и 5 тысяч правительственных стипендий. В денежном выражении это соответственно составляет 7-14 тысяч рублей и 5-10 тысяч.
- Негосударственные вузы в 2012 году получат частичное финансирование из государственной казны для обучения студентов на бюджетной основе.
Авторы поправки к закону надеются, что некоммерческие вузы составят здоровую конкуренцию государственным образовательным учреждениям.
- С 2010 года в 26 учреждениях CПО отрабатывается эксперимент по созданию прикладного бакалавриата. Суть эксперимента заключается в том, что студенты 2 года обучаются по вузовской программе, а в течение последующих 2-х лет получает специальность. По мнению авторов проекта, такая форма образования значительно повысить статус неуниверситетского образования.
- Расходы из федерального бюджета на образование увеличились за 8 лет в 4,5 раза. До конца 2013 года еще будет действовать целевая федеральная программа по модернизации образования, в бюджете заложены средства на ее реализацию.
В последующие годы бюджетное финансирование образовательной системы резко уменьшится.
Самый главный закон «Об образовании» до сих пор не принят, более того, его окончательный проект еще не направлен в Госдуму для рассмотрения. Закон, которого ждут 40 миллионов россиян (столько в нашей стране преподавателей и учеников), пока находится на доработке, но по прогнозам Минобрнауки он будет все-таки принят в 2012 году.
Перечисленные нововведения надо принимать как свершившийся факт, вряд ли в ближайшие годы им дадут обратный ход.