Главная » Статьи об образовании » Проблемы современной школы » Все плюсы и минусы в работе Минобрнауки за последние восемь лет

Все плюсы и минусы в работе Минобрнауки за последние восемь лет

Коллегия Министерства образования, состоявшаяся в конце прошлой недели, являлась последней для нынешнего  состава министерства. Поэтому на заседании были подведены итоги почти восьмилетней  работы (Минобрнауки было создано 9 марта 2004 года) и намечены перспективные  направления деятельности на последующие годы.

Коллегия Министерства образованияВ заседании приняли участие  не только работники министерства, но и ректоры вузов, представители комитетов образования, Совета Федерации, Счетной палаты, различных предприятий и общественных организаций.

Оценивая тематику выступлений, можно констатировать, что в, основном, она была посвящена проблемам образования. Наука и научные достижения как-то остались в стороне.

А.Фурсенко в своем докладе подробно остановился на  всех ключевых достижениях министерства  в образовательной сфере. Вспомнил, дав некоторые комментарии, какие революционные изменения произошли в образовании за  восемь прошедших лет.

Разработка ФГОС

  • Разработаны новые образовательные стандарты (в начальной школе они действуют с 2011 года), для учащихся 5-9 классов вводятся с 1 сентября 2012 года.

Для старшеклассников стандарты находятся в стадии доработки. Все помнят, какое  активное противостояние  общественности и учителей вызвал первый вариант этого важнейшего документа. В какой редакции будет принять окончательный вариант пока не ясно, но все заинтересованные стороны держат под контролем этот вопрос.

Введение ЕГЭ и ГИА

  • С 2009 года ЕГЭ стал обязательной формой выпускных экзаменов.

Несмотря, на активное сопротивление общества, и  образовательных структур, ЕГЭ надо воспринимать как свершившийся факт. В дальнейшем он будет только совершенствоваться таким образом, чтобы не осталось  противников этой  экзаменационной формы.

  • ГИА для девятиклассников  пока является добровольной и находится в стадии апробации.

Но, как дал понять А.Фурсенко, скоро, также как и ЕГЭ, итоговая аттестация  станет обязательной для учащихся 9-х классов. По ее итогам  будет происходить зачисление в 10 класс и в учреждения СПО;

Система начисления зарплаты учителю

  • В регионах идет внедрение нормативно-подушевого финансирования школ и новой системы начисления учительских зарплат.

Работа МинобрнаукиЭтот норматив вызывает  большое недовольство среди общественности и учителей, особенно из малокомплектных сельских школ. По сути дела все идет к ликвидации школ в российской глубинке — выжить при такой системе  финансировании они просто не смогут.

  •  В 69 регионах  оплата труда учителей сравнялась со средней по экономике, к концу 2012 года эта планка будет достигнута во всех регионах.

Теперь главный вопрос, который волнует учителей: что будет с их зарплатой после 2013 года, когда прекратит свое существование программа по модернизации школьного образования. По их мнению, необходимо в законе «Об образовании» отдельной статьей предусмотреть порядок индексации  оплаты труда учителей, таким образом, чтобы она всегда была не ниже средней по экономике.

Обязательная аттестация учителей

  • С 2011 года все учителя обязаны раз в пять лет проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности. Педагоги, не прошедшие допуск к профессии, могут быть уволены.

По мнению Минобранауки, школа нуждается в  обновлении 20 % педагогического состава, и новая система оплаты труда уже привела к притоку в школьное образование молодых кадров. С 1 января по 1 сентября 2011 года число молодых учителей выросло на 10 %.

Новые предметы в школьной программе

  • С 1 сентября во всех школах появится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

Постановление уже готово, но реализация его пока под большим вопросом. Как следует из сообщений  учителей и родителей, до сих пор нет  хороших учебников по данному предмету, и остро не хватает профессионально подготовленных учителей-предметников. Кстати именно по этой причине, в 5% школ, где отрабатывался пилотный проект, он вообще был не реализован. Успеют ли к 1 сентября решить эти проблемы остается под большим вопросом.

Переход на двухуровневую систему образования

  • В результате модернизации высшего образования в стране созданы 8 Федеральных университетов и  29 национальных исследовательских университетов. Эти главные  вузы страны будут дополнительно финансироваться государством для реализации своих образовательных и научных программ;
  • Российское высшее образование приведено в соответствие с европейскими стандартами – завершился переход на двухуровневую систему.

Проблемы образования в РоссииНа местах еще остается много неясных вопросов, не полностью готовы  образовательные стандарты и программы обучения для бакалавров и магистров. А процесс уже запущен, приходится все дорабатывать и отрабатывать по ходу дела.

  • Государство определило перечень приоритетных направлений, на развитие которых будут выделяться  дополнительные средства из казны.

Как ни странно в этот перечень не попали образование и здравоохранение, видимо здоровые и образованные люди стране не нужны.

Изменение системы финансирования вузов

  • С 2012 года для студентов и аспирантов,  обучающихся по  приоритетным специальностям, ежегодно будет выделяться 3 тысячи президентских и 5 тысяч правительственных стипендий. В денежном выражении это соответственно составляет 7-14 тысяч рублей и  5-10 тысяч.
  • Негосударственные  вузы в 2012 году получат частичное финансирование из государственной казны для обучения студентов на бюджетной основе.

Авторы  поправки к закону  надеются, что некоммерческие вузы  составят здоровую конкуренцию государственным образовательным учреждениям.

  • С 2010 года в 26 учреждениях CПО отрабатывается эксперимент по созданию прикладного бакалавриата. Суть эксперимента заключается в том, что студенты 2 года обучаются по вузовской программе, а в течение последующих 2-х лет получает специальность. По мнению авторов проекта, такая форма образования значительно повысить статус неуниверситетского образования.
  • Расходы из федерального бюджета на образование увеличились за 8 лет в 4,5 раза. До конца 2013 года еще будет действовать целевая федеральная программа по модернизации образования,  в бюджете заложены средства на ее реализацию.

В последующие годы бюджетное финансирование образовательной системы резко уменьшится.

Самый главный закон «Об образовании» до сих пор не принят, более того, его окончательный проект  еще не  направлен  в Госдуму для рассмотрения. Закон, которого ждут 40 миллионов россиян (столько в нашей стране преподавателей и учеников), пока  находится на доработке, но по прогнозам Минобрнауки  он будет все-таки принят в 2012 году.

Перечисленные  нововведения надо принимать как свершившийся факт, вряд ли в ближайшие годы им дадут обратный ход.

КОММЕНТИРОВАТЬ