Новый закон об обучении в аспирантуре прошел первое чтение в Госдуме
6 февраля 2020 года в Кремле состоялось заседании президиума Госсовета и Совета по науке и образованию, которое было посвящено высшему образованию. Выступая на заседании, президент страны Владимир Путин, особое внимание уделил серьезным проблемам, которые возникли в системе обучения в аспирантуре. «12 процентов только диссертантов защищают диссертации в период обучения в аспирантуре. Это уже явно говорит о системной какой-то проблеме внутри этого направления», — сказал Путин. — Поэтому точно совершенно здесь нужно поработать».
Существующую систему подготовки аспирантов не раз критиковали в академическом и профессиональном сообществах. Об этом не раз говорил и президент страны. «12 процентов только диссертантов защищают диссертации в период обучения в аспирантуре. Это уже явно говорит о системной какой-то проблеме внутри этого направления. Поэтому точно совершенно здесь нужно поработать».
И работа по реформированию процесса обучения в аспирантуре уже ведется.
Несколько дней назад Госдума уже приняла в первом чтении законопроект об аспирантуре, разработанный Министерством науки и высшего образования.
Какие новшества хотят ввести парламентарии?
- Аспирантура станет не «послевузовской ступенькой», а полноценным обучением молодого ученого.
- Обязательным условием станет введение в рамках итоговой аттестации предзащиты диссертации, подготовленной во время обучения,
- Организация вузом научного сопровождения соискателя до защиты диссертации.
- Отказ от федеральных образовательных стандартов по аспирантуре (адъюнктуре) и госаккредитации по этим программам. По мнению разработчиков это снимет множество бюрократических сложностей.
К слову сказать, законопроект сохраняет все академические права, предусмотренные для учащихся аспирантуры или адъюнктуры и сейчас, в том числе право на отсрочку от армии.
Президент предложил также расширить механизмы целевого набора в аспирантуру, чтобы будущий ученый занимался научными исследованиями в интересах вуза и научно-образовательного потенциала региона. Молодые ученые, по мнению главы государства, должны оставаться работать на местах, создавать научные школы и внедрять разработки на предприятиях региона. Иными словами, надо создать тесное сотрудничество между образованием, наукой и предприятиями.