Инклюзия в вопросах и ответах. Трудовые права педагогов
Обучение особых детей вместе с обычными детьми теперь не редкость. Если в класс пришел учиться ребенок с ОВЗ, то у учителя — предметника и классного руководителя появляются новые обязанности по организации работы с таким учеником. При этом, не всегда педагог четко представляет свои трудовые права в связи с изменившимися условиями труда, а также и меру своей ответственности при работе с особыми детьми.
В помощь учителям, которым приходится работать с детьми с особыми образовательными потребностями, межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель» опубликовал очень полезную статью, в которой рассматриваются пределы ответственности учителя и пошаговый алгоритм действий организации работы с этой категорией учащихся.
Каковы пределы ответственности учителя?
Правовой основой обязанностей учителя в процессе организации инклюзивного образования является профстандарт «Педагог».
В соответствии с ним, педагог обязан:
- разработать адаптированную общеобразовательную программу (совместно с педагогом-психологом),
- разработать рабочую программу по предмету с учетом индивидуальных особенностей учеников с ОВЗ,
- адаптировать учебные занятия и внеурочную деятельность под нужды конкретного ребенка,
- подобрать специальные адаптированные учебные пособия для занятий
- при необходимости использовать специальные технические средства (при наличии их в образовательном учреждении).
Вывод: в зону ответственности учителя входит только адаптация своих обычных занятий для целей работы с ребенком с ОВЗ.
Все остальное, чем администрация школ обычно пытается дополнить стандартную нагрузку педагога, не относится к его непосредственным обязанностям.
Алгоритм действий учителя, в класс к которому пришел учиться ребенок с ОВЗ:
- если Вам в класс привели ребенка с ОВЗ, то вы, как педагог, можете требовать соблюдения ваших трудовых прав и создания подходящих условий труда,
- потребуйте от администрации образовательного учреждения, где вы работаете, заключение психолого-медико-педагогической комиссии, в соответствии с которым у ребенка признали ОВЗ. Внимательно ознакомьтесь с его особенностями здоровья и теми условиями обучения, которые требуются,
- выясните, соблюдаются ли в вашем классе нормы количества детей в связи с приходом ребенка с ОВЗ. Если детей больше нормы, требуйте либо уменьшения количества детей в классе, либо помещения ребенка в другой класс.
- выясните, какие специалисты объеме (дефектологи, психологи, логопеды и др) будут работать с ребенком с ОВЗ и в каком объеме,
- указан ли в заключении ПМПК тьютор или ассистент, и будет ли он предоставлен ребенку. Если один их этих специалистов требуется, но не предоставлен, добивайтесь от администрации образовательного учреждения предоставления ребенку такого работника.
- выясните, содержатся ли в вашем коллективном договоре, положении об оплате труда, положении о стимулирующих материальные вознаграждения за работу с детьми с ОВЗ. Если нет, то вместе с другими педагогами, участвующими в организации инклюзивного пространства, требуйте коллективных переговоров и изменения коллективного договора и иных локальных нормативных актов,
- вместе с другими специалистами, тьютором, дефектологами, продумайте методику обучения ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе. На основании этих методических рекомендаций, адаптируйте вашу рабочую программу и практические задания.
Изменения условий труда, которые следуют за введением инклюзивного образования:
1. Сокращенная продолжительность рабочего времени в неделю:
- педагог-психолог, тьютор — 36 часов
- учитель-дефектолог, учитель-логопед — 20 часов
- воспитатели, осуществляющие уход за детьми с ОВЗ — 25 часов
- логопеды медицинских организаций и организаций социального обслуживания — 18 часов..
2. Изменения в составе учебных групп. В дошкольном образовании численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог) определяется на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ. Учитель-логопед – на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ. Педагог-психолог – на каждые 20 учащихся с ОВЗ. Тьютор, ассистент (помощник) – на каждые 1-6 учащихся с ОВЗ.
Вопрос заработной платы самого учителя, работающего с ребенком с ОВЗ (а она должна быть выше, чем у коллеги, который работает с обычным классом), относится к ведению самой образовательной организации, а не вышестоящих органов государственной власти.
Через коллективные переговоры с работодателем, педагоги могут воздействовать на внесение изменений в коллективный договор или положение об оплате труда, положение о стимулирующих.
Вывод: не бойтесь обращаться к администрации своего образовательного учреждения по всем вопросам, связанным с изменением условий Вашего труда!