Главная » Новости образования » По какому пути пойдет развитие высшей школы в России

По какому пути пойдет развитие высшей школы в России

Вчера в Высшей школе экономики (ВШЭ) прошла ежегодная конференция, на которой участники обсудили стратегию развития высшего образования в России на ближайшие годы.

По этому вопросу свои позиции высказали три основных докладчика: Дмитрий Ливанов, Андрей Фурсенко и Ярослав Кузьминов.

Министр образования и науки  рассказал участникам конференции о планах правительства на ближайшие два-три года:

  • закрыть слабые вузы. «У нас с 1990-х годов большое количество образовательных учреждений занимаются имитацией обучения,— заявил глава Минобрнауки.— За последние два года мы закрыли 500 таких вузов, в этом году проверим еще около тысячи».
  • объединить оставшиеся после проверки вузы. «Мы не подталкиваем к объединению, но мотивируем к нему. Материально и с помощью других инструментов»,— пояснил министр.
  • усилить поддержку вузов, которые способны составить конкуренцию иностранным университетам. Орагизовать на базе этих вузов возможности для самообразования и повышения собственного уровня, мба курсы, бизнес школы и углубленое изучение английского, современных IT технологий. «Есть группа из 10-15, может быть, 20 университетов, которые осознали свой потенциал и готовы с нашей помощью выйти на международный уровень»,- сказал Дмитрий Ливанов.

Оппонентом  Ливанова по этому вопросу стал помощник президента по образованию Андрей Фурсенко.

Он раскритиковал программу Ливанова, считая, что обычные решения в настоящий момент не дадут нужного результата.

Бывший министр образования  предложил свои пути по развитию  высшей школы:

  • необходимо полностью пересмотреть систему высшего образования. «Сейчас надо искать нестандартные решения, а не пытаться просто перестроить то, что делалось уже много лет. Надо отойти от представления об университете как о простом продолжении школы»,- сказал Фурсенко.
  • необходимо перестроить систему преподавания в вузах. «Давайте честно говорить: большинство преподавателей в полупустом зале читают лекции, которые не меняются десятки лет,— заявил помощник президента.— Давайте попробуем сократить число лекций, а освободившееся время выделить для общей работы студентов и преподавателей».

Самое радикальное решение предложил Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, которого  негласно считают теневым министром образования, стоящим за всеми реформами в отрасли.

По  его словам первоочередной задачей является повышение мотивации к обучению слабых студентов. По мнению Кузьминова для этого необходимо:

  • «последовательно замещать традиционные патерналистские формы поддержки учащихся», то есть, по сути, отказаться от системы бесплатного высшего образования;
  • «Сейчас государство раздает 70% учащимся по 60 тыс. руб. в год. И вузы притворяются, что за эти деньги могут дать нормальное образование. Но это просто невозможно»,— высказался ректор ВШЭ
  •  значительно ограничить количество бюджетных мест в вузах;
  • бюджетные места в вузах по системе грантов  должны занимать самые талантливые выпускники школы.
  • разработать внятную систему выдачи образовательных кредитов для основной массы студентов.. «Я говорил с президентом Сбербанка Германом Грефом, у нас в прошлом году таким кредитованием воспользовались всего 360 человек. Надо понять, почему студенты их не хотят брать, и сделать, чтобы захотели»- сказал Кузьминов

В заключение ректор ВШЭ сказал, что свои предложения он доведет до руководства страны.

КОММЕНТИРОВАТЬ