Главная » Новости образования » Обществознание: трудный или легкий предмет для ЕГЭ?

Обществознание: трудный или легкий предмет для ЕГЭ?

ЕГЭ по обществознанию остается самым популярным предметом по выбору среди выпускников. Не стал исключением и этот год: его сдавать более половины выпускников, а в некоторых регионах количество сдающих превышает 70%.

Такая популярность  предмета обусловлена двумя причинами:

ЕГЭ по обществознанию остается самым популярным предметом по выбору среди выпускников. Не стал исключением и этот год: его сдавать более половины выпускников, а в некоторых регионах количество сдающих превышает 70%.

Такая популярность  предмета обусловлена двумя причинами:

  • во-первых, обществознание является вступительным экзаменом на подавляющее число гуманитарных специальностей;
  • во — вторых, большинство сдающих этот предмет считают его легким и понятным, а значит, по нему запросто можно   получить высоких балл.

Однако, как показывают результаты прошлых лет, это далеко не так. Обществознание, как оказалось,  вовсе не такой простой предмет, как кажется выпускникам. Статистика прошлых лет показывает, что больше 70 баллов набирают лишь около 10% всех сдающих. Справедливости ради надо отметить, что неудовлетворительно отметок по обществознанию, в самом деле, мало, но и  высоких баллов (80-100) — единицы. Проверить свои знания легко — достаточно пройти онлайн сдачу ЕГЭ, узнать свои результат и после этого можно объективно оценивать свои знания и принимать решение — выбирать ли этот предмет для сдачи экзамена.

Зам. руководителя Федерального института педагогических измерений Ольга Котова рассказала, что больше  всего ошибок  выпускники допускают в блоках «Экономика» и «Правоведение», в меньшей степени — по политологии.

Так, самыми «страшными» вопросами прошлого года, по словам Котовой, оказались вопросы о государственном конституционном устройстве России: как формируется структура власти, как делятся полномочия. Так, непреодолимым для большинства оказался вопрос: «Назвать три ветви власти в России и хотя бы по одному полномочию каждой». Все это, подчеркнула Котова, следствие низкого общего уровня ребят.

А руководитель предметной комиссии по обществознанию Анна Лазебникова добавила, что попытки связать теорию с практикой  выглядят  совсем плачевно: «Основные потери баллов происходят в части «С». Самое трудное задание — подкрепить те или иные теоретические утверждения конкретным примером, хотя бы из собственного социального опыта ребенка. Переход от обобщений к конкретному у нас очень труден — даже для взрослых. Получается как в советское время: отдельно теория, отдельно реальная жизнь».

Как заверила Лазебникова, в 2013 году существенных изменений КИМов по обществознанию не будет. И тем ни менее,  некоторые новшества, по ее словам, планируются:

  • задание В-5 на различение разных видов суждений в тексте социального характера усложнится (их надо будет распределить не по двум, а по трем категориям);
  •  в задании С-8 надо будет составить план: как выстроить сюжет и выделить в нем структурные единицы;
  • задание С-8 будет оцениваться не в 2, а в 3 балла,
  • С-9 по-прежнему оценивается в 5 баллов, но один из них будет добавляться лишь за отсутствие ошибок в рассуждениях об общих принципах. Например, если выпускник говорит о рыночной экономике, но вдруг указывает, что государство устанавливает цены на товары и услуги, то он лишится этого балла.

Что будет с этим экзаменом при переходе на новые образовательные стандарты, не знают даже в этих высоких инстанциях.

Впрочем, учителя школ считают, что проблема  не в конкретном предмете (совсем не важно обществознание это или какой-нибудь иной предмет), а  дело  в детях.

Как заявила учитель истории и обществознания московской  школы №1062 г Лариса Иркова:« Основная трудность — это дети! И главная проблема современного ученика заключается в отсутствии мотивации к учебе. Я готовлю к ЕГЭ по обществознанию и истории много лет и вижу: мотивация с каждым годом падает, хотя безумное желание поступить в престижный вуз, а затем занять руководящую должность сохраняется. Особенно явно это проявляется в Москве: мотивация детей в регионах гораздо выше, чем в столице. Кроме того, в Москве всего 1 час по обществознанию в неделю. А этого слишком мало!»

Так, что тем, кто собирается сдавать ЕГЭ по обществознанию, надо принять во внимание все здесь сказанное (особенно если предмет является вступительным) и готовиться к нему очень и очень основательно.

КОММЕНТИРОВАТЬ