Новый законопроект «Об образовании в РФ» принят Госдумой во втором чтении

Вчера во втором чтении наши парламентарии приняли законопроект «Об образовании в РФ». Дебаты продолжались в течение 4-х часов, а решающее голосование прошло уже вечером.
После первого чтения, которое состоялось в октябре 2012 года, в законопроект было внесено около 1700 поправок от разных организаций. Депутаты одобрили 575 поправок, 945 отклонили, а 150 было отозваны.
За принятие законопроекта проголосовали 293 депутата.
Какие главные нововведения закреплены в законопроекте во втором чтения?
Право на образовательную деятельность получили научные учреждения и коммерческие структуры.
- На законных правах будут существовать новые формы обучения: дистанционное, семейное и самообразование.
- Зарплата учителей не может быть ниже, чем средняя по экономике региона. (Надо сказать, что педагогам так и не удалось добиться, чтобы в законопроекте была узаконена не зарплата учителя, а оплата 18-часовой ставки).
- Учителям, работающим в селе и рабочих поселках, сохранены льготы по оплате жилья, света и отопления, при этом эти льготы остаются и после выхода на пенсию, при условии, что педагог проработал в данном поселении не менее 10 лет.
- Среднее профессиональное образование будет включать две ступени: подготовка квалифицированных и рабочих и специалистов среднего звена. Соответственно для СПО вводится образовательная программа среднего профессионального образования — подготовка квалифицированных рабочих.
- Особый статус приобретают МГУ и СПбГУ. Их образовательная деятельность регулируется отдельными федеральными законами, согласно которым оба учебных заведения приобретают право работать по собственным образовательным стандартам.
- Ежегодно правительство будет обязано отчитываться о развития образования в РФ.
- Реорганизации и ликвидации образовательных организаций, допускается только на основании положительного заключения специальной комиссии по оценке последствий такого решения. Порядок создания комиссии и подготовки ее заключения будет устанавливать правительство России.
- Узаконена общественная аккредитация образовательных учреждений и общественно-профессиональная (в том числе и с участием работодателей) аккредитация образовательных программ. (Под профессионально-общественной аккредитацией образовательных программ подразумевается признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших программу в конкретном образовательном учреждении).
- Узаконен систематический мониторинг образовательных учреждений.
- Сельские школы не смогут закрывать без учета мнения жителей.
- Лицеи, гимназии, физматшколы не будут ликвидированы (этого опасались многие педагоги, родители и учащиеся), однако в этих образовательных учреждениях будут реализовываться не только программы с углубленным изучением отдельных предметов, но и обычные общеобразовательные программы.
- Узаконено право учеников выбирать индивидуальную программу обучения, не только в своем учебном заведении, но и в других.
- Школьная форма будет вводиться только по усмотрению администрации образовательного учреждения.
- Размер стипендии определяется образовательным учреждением самостоятельно с учетом мнения студсоветов и профсоюзной организации, при этом максимальный размер госстипендии не ограничивается.
Какие существенные поправки, внесенные в законопроект, депутаты отклонили?
- Увеличение финансирования на образование в размере 7% от ВВП.
- Предложение об ограничении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях в размере 20% от дохода семьи, так что плата за детские сады, скорее всего, вырастет. От платы освобождены дети-инвалиды, дети-сироты и дети с туберкулезной интоксикацией. Для остальных категорий детей плату будет устанавливать учредитель, который имеет право снижать ее размер или не брать вовсе.
- Отсутствует понятие фиксированного минимального размера стипендии.
- Изъята формулировка об ограничении оплаты за студенческое общежитие в размере 5% от минимальной академической стипендии.
Третье чтение законопроекта может состояться 21 декабря, а с 1 сентября 2013 года новый закон вступит в силу.