Главная » Новости образования » Министр образования РФ дал эксклюзивное интервью НТВ

Министр образования РФ дал эксклюзивное интервью НТВ

16 декабря 2015 года на телеканале НТВ, в авторской программе «Поздняков» Министр образования Дмитрий Ливанова дал интервью тележурналисту Кириллу Позднякову.

Ниже приводятся ответы министра на вопросы Кирилла Позднякова, касающиеся самых разных аспектов российского образования.

О возрождении общества «Знание»

16 декабря 2015 года на телеканале НТВ, в авторской программе «Поздняков» Министр образования Дмитрий Ливанова дал интервью тележурналисту Кириллу Позднякову.

Ниже приводятся ответы министра на вопросы Кирилла Позднякова, касающиеся самых разных аспектов российского образования.

О возрождении общества «Знание»

«Мы возвращаемся к тем инструментам развития личности, которые были эффективны в советское время. Они эффективны и сейчас. Для детей это система дополнительного образования, внешкольного образования. Система воспитания, которая должна работать во внеурочное время, потому что школа не может взять на себя всю ответственность за социализацию воспитания детей. И если мы вспомним, как работала пионерская органи-зация, как работал комсомол, то смысл этого, если отвлечься от очевидного идеологического влияния, которое в советское время эти инструменты несли, это была система воспитания лидерства, поиск среди детей, молодежи активных людей, которые заинтересова-ны в общественной работе, в социальных проектах, как сейчас говорят. И в этом нет ничего плохого, это тема, которая актуальна и в наше время».

О советских традициях и упреках в «дебилизации»

«Сегодня наше школьное образование в значительной степени основано на достижениях и традициях советской школы. Учебный план, по которому сегодня работают наши школы, в значительной степени совпадает с тем учебным планом, который был в 70–80-е го-ды. Безусловно, система образования меняется в силу того, что изменяется общество, изменяется экономика, социальная среда, в которой живут и воспитываются наши дети. Без-условно, появляется что-то новое, в систему образования приходят новые технологии, новые экономические механизмы, это делает её более динамичной, адаптированной к изменениям, но само фундаментальное ядро нашего школьного образования — это то, что основано на очень глубоких традициях, и именно эту традиционность, на мой взгляд, крайне важно сохранить. Я считаю, что современные школьники — это яркие, талантли-вые люди, это будущее поколение наших российских граждан. Конечно, среди них есть те, кто учится лучше, есть те, кто учится хуже, но в целом новое поколение россиян, те, кто ходит сегодня в школу, те, кто завтра завершат школьное образование, ничуть не хуже по своим способностям, чем те, кто заканчивал школу 10, 20 или 30 лет назад. Конечно, это другое поколение. У них другие интересы, у них другая мотивация. Но важнейшая миссия (системы образования) — обеспечивать преемственность поколений, обеспечивать то, что и знания, и культурные, моральные ценности общества воспроизводятся в новых поколениях. Я думаю, что наша система образования с этими задачами успешно справляется».

Об укрупнении вузов

«Слияние вузов не является сверхзадачей, не является целью образовательной политики. Но иногда, действительно, объединение вузов имеет смысл. Это происходит потому, что, с одной стороны, сокращается количество студентов, это есть следствие сокращения выпускников 11-х классов, это определённая демографическая ситуация, в которой мы живём последние годы и будем ещё находиться в течение нескольких лет. С другой стороны, мы видим, особенно на примере региональных вузов, возрастающую конкуренцию за абитуриентов. А мы понимаем, что конкурировать за лучших выпускников 11-х классов могут только сильные университеты, те университеты, которые могут предложить качественные, серьёзные образовательные программы. Именно поэтому, действительно, сейчас есть целый ряд инициатив самих вузов об объединении. Мы как Министерство образования и науки поддерживаем эти инициативы ровно в той степени, в которой они отвечают задачам повышения качества работы этих высших учебных заве-дений. Даже если сами вузы выступают за объединение, мы далеко не всегда принимаем соответствующее решение. Мы анализируем все возможные последствия, прежде всего, как я уже сказал, с точки зрения качества образовательного процесса. И кстати говоря, как правило, при таких объединениях, конечно, затраты на управление, управленческие издержки, расходы, связанные с зарплатой руководства, сокращаются, поэтому мы считаем это тоже важным инструментом повышения эффективности расходов на высшее образование».

О престиже среднего профессионального образования

«В целом по стране у нас рынок труда сбалансирован, но мы понимаем, что все в большей и большей степени за счет реализации крупных экономических и промышленных проектов у нас будут востребованы люди не только с высшим образованием, но и профессионалы со средним образованием, профессионалы, готовые работать по тем направлениям, которые не требуют высшего образования. И, кстати говоря, последние годы у нас растет интерес молодежи именно к получению среднего профессионального образования. Если еще несколько лет назад примерно 20 процентов выпускников 9-х классов приходили в систему СПО, поступали в колледжи и техникумы, то в последний год эта цифра достигла 40 процентов. То есть все больше и больше молодых людей делает выбор в пользу среднего профессионального образования. Это правильно, потому что именно такие специалисты, профессионалы высокого уровня востребованы сегодня экономикой. Именно такие специалисты получают более высокую заработную плату, такие специалисты востребованы и уважаемы в обществе».

О школе как рубеже обороны от вербовщиков ИГ

«Вся система школьного образования, да и вузовского образования должна делать прививку, должна обеспечивать иммунитет нашим детям и молодым людям от чуждых, вредных, опасных влияний, в том числе связанных с экстремизмом, терроризмом и так далее. Поэтому здесь дело не только в том, что должны быть отдельные уроки или отдельные лекции в высших учебных заведениях для студентов. А дело в том, чтобы сама система школьного образования и воспитания, учителя постоянно готовили детей и молодых людей к тем вызовам, которые, не исключено, они встретят в будущем. В том числе обеспечивали вот этот иммунитет от экстремизма и терроризма. Сегодня доступ к информации имеют все — и взрослые, и дети. И количество информации, которое нас окружает, практически не ограничено. Задача учителя сейчас не только в вооружении детей новыми современными знаниями, но и в том, чтобы научить их жить в этом новом информационном обществе, отделять полезную информацию от бесполез-ной и, в конце концов, противостоять тем угрозам, которые современный мир, современная цивилизация создаю»

О школьных поборах

«Эта тема была действительно крайне актуальна в 90-е годы, в начале 2000-х годов, когда система образования была недофинансирована, и государство не вкладывало достаточных ресурсов в развитие системы образования. Я считаю, что в последние годы наше образование получает достаточные средства для того, чтобы для каждого ребенка обеспечить в полной степени и полноценную программу общего образования, и полноценную программу дополнительного образования — те самые кружки и секции, о которых вы сказали. Кстати говоря, наша страна — одна из немногих стран в мире, которая сохраняет полноценную развитую систему бесплатного, то есть финансируемого государством дополнительного образования детей. Все, что выходит за рамки этих стандартов, школа может предложить родителям оплатить. Но только то, что выходит. И если школы здесь злоупотребляют своим правом, если кто-то — директор школы или конкретный учитель — пы-тается, то вымогать с родителей деньги, это предмет для очень серьезного разбирательства. Мы в этом случае рекомендуем обращаться и в муниципальные, региональные органы управления образованием, либо в федеральное министерство образования и науки. Всегда здесь принимаем очень жесткие, решительные меры».

Полная версия интервью: ntv.ru/video/1241980/

КОММЕНТИРОВАТЬ