Главная » Новое в ЕГЭ и ГИА » Абитуриентов-олимпиадников становится все больше. Что это значит для поступающих по ЕГЭ?

Абитуриентов-олимпиадников становится все больше. Что это значит для поступающих по ЕГЭ?

Уже не первый год при зачислении студентов в топовые вузы создается парадоксальная ситуация – бюджетных мест, выделенных Минобранауки, не хватает для стобалльников. Они все занимаются победителями и призерами олимпиад. Более того иногда бесплатных мест не хватаем и им.  При этом вузы  всегда предпочитают отдать бюджетное место олимпиаднику, а не абитуриенту-стобалльнику. Например, в этом году в РАНХиГС бюджетные места на многие направления подготовки целиком заняли абитуриенты- победители и призеры различных олимпиад. Ни один абитуриент — стобалльник не смог поступить на «Международные отношения», «Менеджмент», «Экономика», «Реклама и связи с общественностью», «Правовое обеспечение национальной безопасности». Аналогичная ситуация сложилась и в Высшей школе экономики (ВШЭ). Чтобы, поддержать высокобалльников некоторым вузам пришлось за счет собственных средств открывать бюджетные места.

Это конкурсное состязание между олимпиадниками и высокобалльниками тянется не первый год. И, как считают эксперты, необходимо найти разумное решение этой проблемы.

Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ, считает, что министерство при формировании контрольных цифр приема должно проанализировать эту ситуацию и уравнять в правах эти категории поступающих. В частности, она предлагает увеличить число бюджетных мест на топовых направлениях, чтобы хотя бы половина из них или какая-то часть была предоставлена выпускникам, поступающим по ЕГЭ. Более того, у олимпиадников есть еще одно преимущество: попробовать свои силы на олимпиаде можно как минимум дважды, и обеспечить себе внеконкурсное поступление еще в 10-м классе. В то время для сдачи ЕГЭ у выпускника есть всего одна попытка.

Такой же точки зрения придерживается зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин: «У министерства практически всегда остается резерв нераспределенных в результате конкурса бюджетных мест. И в случае, когда на одни и те же места претендуют одновременно победители олимпиад и стобалльники, можно было бы бюджетные места добавлять. Чтобы нам не противопоставлять одних другим, самое простое – резервировать специальные бюджетные места на такие случаи».

Леонид Кацва, преподаватель истории в гимназии № 1543, предлагает радикальные меры для разрешения этой ситуации. По его мнению олимпиад расплодилось громадное количество, особенно вузовских, а задания в них становятся все больше похожи на задания ЕГЭ. Поэтому поступление через олимпиады превращает ЕГЭ в фикцию. Как учитель ,видящий эту проблему изнутри, он считает, «с превращением олимпиад в способ поступления в обход ЕГЭ вокруг них, как вокруг всякого большого спорта, появилась собственная инфраструктура: свои особые «тренеры», готовящие именно к этим олимпиадам, школы, ориентированные не на образование в целом, а именно на подготовку к определенным олимпиадам и отдающие на этот предмет по 10 часов в сетке и еще столько же во «внеурочное» время и игнорирующие прочие предметы».

И его категоричный вердикт. «Поступление через олимпиады, особенно вузовские (победителей Всеросса все же немного) следует бескомпромиссно отменить. Раз уж ЕГЭ – так ЕГЭ. Все в одинаковых условиях. Без тренеров, «допущенных к столику» с экзаменационными (олимпиадными) заданиями».

КОММЕНТИРОВАТЬ