Высшая школа в России пойдет по пути сокращения и укрупнения вузов
Сокращение вузов и укрупнение оставшихся высших учебных заведений дело времени. К этому выводу пришло большинство экспертов в области высшего образования, а также ректоры ведущих вузов страны.
Сокращение вузов и укрупнение оставшихся высших учебных заведений дело времени. К этому выводу пришло большинство экспертов в области высшего образования, а также ректоры ведущих вузов страны.
В России 143 миллиона человек и около 3,5 тысяч высших учебных заведений. Филиалы открыты практически в каждом районом центре. Такого перекоса нет ни в одной стране. К примеру, в Италии население составляет 62 миллиона человек, а число вузов 56 (52 государственных и 4 негосударственных) В Испании 60 миллионов человек и 57 вузов (47 государственных и 10 негосударственных). Похожая картина наблюдается и в других странах.
Число вузов в стране растет ежегодно, а вот количество преподавателей не увеличивается, Связано это с тем, что большинство из них работает совместителями сразу в нескольких учебных заведениях. То есть для них совместительство – это не работа, а подработка. Ни о каких серьезных научных исследованиях совместитель и не помышляет.
На последней встрече со своими заместителями премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что в России должно быть где-то 250-300 ведущих вузов, которые должны сконцентрировать вокруг себя остальные учебные заведения. С ним полностью согласны не только министр образования Дмитрий Ливанов, но и большинство ректоров.
"Сейчас нужно консолидировать те ресурсы, которые есть в образовании — финансовые, имущественные и, самое главное, преподавательские", заявил в интервью «Эхо Москвы» Д. Ливанов.
По мнению председателя Совета ректоров вузов Воронежской области Дмитрия Ендовицкого, «Слияние вузов — мировой тренд, притом очень устойчивый. Таким путем прошли и Испания, Италия, Франция, Германия, Япония, Китай».
Большинство экспертов уверено: речь не идет о дискуссии "объединять или не объединять". Речь о том, как повысить эффективность вузовской науки и качества обучения.
Но при обсуждении путей реализации этой непростой, и «болезненной» задачи, все согласны с тем, что перед тем, как принимать решение об объединении или сокращении необходимо провести серьезный анализ, просчитать все риски. О необходимости провести мониторинг учебных заведений в целях реорганизации говорил и президент в одном из своих первых указов