Первое поколение перестройки

Среди молодежной интеллектуальной элиты общества каждый пятый является оптимистом. Дмитрий Анатольевич Шевченко — директор Центра маркетинга РГГУ, кандидат философских наук, доцент.
Центр маркетинга и информационного менеджмента Российского государственного гуманитарного университета провел исследование, чтобы выяснить, в какие вузы поступают лучшие выпускники средних школ, на что рассчитывают лучшие выпускники вузов, какие жизненные ценности отличают будущую интеллектуальную элиту России.
Опрос, в котором приняли участие 1367 выпускников школ (включая 879 девушек и 488 молодых людей), позволил исследователям сделать вывод, что около 78% из них планируют поступать в государственные вузы, а 22% — в коммерческие вузы. При этом 46% выпускников собираются получать гуманитарное образование, а 32% предпочитают техническое.
Через полгода методом телефонного опроса исследователи попытались выяснить, как в дальнейшем сложилась судьба респондентов. Стоит отметить, что выпускники вузов 2001 года любопытны еще и тем, что именно они являются представителями первого поколения перестройки. Выяснилось, что из 180 подмосковных выпускников 95% поступили в вузы в соответствии с первоначальным выбором, а 5% решили заняться чем-то другим.
Один из вопросов анкеты предлагал выпускникам вузов сформулировать собственное жизненное кредо.
Что думают выпускники ВУЗов о своем будущем
Оптимисты, которых среди выпускников оказалось 20%, уверены, что миром правят положительное начало, добро. При этом каждый пятый из российской интеллектуальной молодежной элиты считает, что уже открыл для себя нечто важное и необходимое для него.
Еще одной любопытной чертой, которая, без сомнения, является интересной характеристикой современной молодежи, можно назвать «собственную философию жизни». Каждый десятый респондент (11,6% от общего числа опрошенных) сам себе философ, и определить значение некоторых своих суждений способен только он сам. Это касается таких высказываний, как: «я живу по принципам, но порой делаю исключения» или же «быть, а не казаться», «каждому нужно находиться на своем месте». Какого человека можно считать самостоятельным и зрелым? Того, который понимает свое предназначение, независим и уверен в собственных силах. 11% опрошенных своим жизненным кредо назвали принцип, согласно которому абсолютно все в жизни зависит только от тебя.
5,6% респондентов уверены, что главное в их жизни — это «трудиться, трудиться и еще раз трудиться», поскольку культурным основанием для целеустремленной, мыслящей личности служит принуждение к труду.
5,2% участников опроса полагают, что жить надо исключительно «для себя», и 4,5% — «во благо общества».
Также среди других принципов и ценностей, названных молодыми людьми, фигурирует постулат «учиться, учиться и учиться» (его назвали 2,7% опрошенных). Столько же респондентов считают для себя важными ценностями любовь и семью.
В целом можно отметить, что большинству лучших выпускников сегодня присущи такие качества, как прагматичность, вера в себя, целеустремленность.
Молодежный рынок труда в России
Что касается молодежного рынка труда в современных условиях углубления рыночной экономики, то его характеристика является одной из острейших тем, обсуждаемых сегодня аналитиками и специалистами.
Проанализировав планы молодых людей, и проведя телефонный опрос, чтобы установить уже конкретное место трудоустройства выпускников вузов, удалось установить, что показатель трудоустройства среди лучших выпускников столичного региона достигает 100%, при этом данные Министерства труда и соцразвития, свидетельствуют, что показатель нетрудоустроенных выпускников вузов составляет 25-30%.
Известно, что фундамент эффективного трудоустройства выпускников вуза основывается на получении образования и прохождении ими различных студенческих практик, в местах прохождения которых, студенты, как правило, знакомятся с будущей профессией. Проанализировав, насколько совпадает профиль места студенческой практики с личными планами выпускников вузов в отношении их будущей работы, включив при этом для сравнения выпускников Российского государственного гуманитарного университета, мы установили, что по Московскому региону в целом совпадение с практикой оказалось на уровне 78,2%, а в РГГУ этот показатель достиг 81,4%.
Это, безусловно, свидетельствует о значительной роли студенческой практики в области формирования профессиональных интересов и мотивации трудоустройства студентов, поскольку в ходе практики студенты могут подтвердить или опровергнуть собственные профессиональные притязания и возможности. Таким образом, можно считать, что практика – это, в некоторой степени, профессионально-квалификационный тест на пригодность.