Главная » Новости образования » Минобрнауки готовит коренную реформу педагогического образования

Минобрнауки готовит коренную реформу педагогического образования

На сайте Минобрнауки  в конце прошлой недели  опубликован  проект «Концепции педагогического образования, которая, если она будет утверждена в этом варианте, принципиально поменяет систему подготовки школьных учителей.

Разработан документ сотрудниками министерства, но, как пояснила директор департамента информационной и региональной политики Минобрнауки Анна Усачева, «мы прислушивались и к учителям, и к представителям родительской общественности».

На сайте Минобрнауки  в конце прошлой недели  опубликован  проект «Концепции педагогического образования, которая, если она будет утверждена в этом варианте, принципиально поменяет систему подготовки школьных учителей.

Разработан документ сотрудниками министерства, но, как пояснила директор департамента информационной и региональной политики Минобрнауки Анна Усачева, «мы прислушивались и к учителям, и к представителям родительской общественности».

Как поясняется в проекте, причиной  разработки новой концепции   стали многочисленные проблемы российского педагогического образования: "низкий престиж профессии учителя, отсутствие карьерных перспектив и т. д.» Из-за этого у педвузов "отсутствует возможность отбора абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности". И как следствие в школы приходят лишь 10% выпускников, да и то тех, кто не смог найти более престижную работу.

Главный упор в проекте делается на реформе "устаревших методов и технологий" подготовки учителей. Ведь по результатам  двух мониторингов (2012 и 2013 год) большинство педагогических вузов признаны неэффективными, если быть точным – 71%. Что же нового предлагают разработчики концепции?

  • Авторы предлагают готовить учителей по системе прикладного бакалавриата. При этом срок обучения сократить с нынешних 5-6 лет до 4. Вместо "теоретических курсов" в вузе максимально нагрузить будущих учителей реальной работой в школе. При этом педагогическая практика  студентов, если характеристика студента с места практики будет оценена на "хорошо" или "отлично," будет оплачиваться школой и вузом.
  • В различных вузах на 3-4 курсах откроют программы магистров для тех студентов, которые захотят параллельно получить еще одну профессию.
  • Для будущих педагогов предусматривается  сдача квалификационного экзамена.
  • Учителя-методисты и управленцы, работающие в сфере образования, смогут обучаться в магистратуре, которая  специально будет открыта для этих целей.
  • Обучать школьников младших классов смогут учителя с образованием не ниже бакалавра, а для  работы  с учениками с «особыми потребностями» необходимо будет закончить магистратуру.

Программа рассчитана на 2014-2017 годы и пройдет в два этапа:

  • 2014 — 2015 г. — появятся пилотные проекты в 17-25 вузах, они должны будут отработать новые программы и технологии.
  • 2016 — 2017 г. — новая модель будет расширена "на всю систему подготовки педагогических кадров в РФ". В эти же сроки будет утверждена новая система распределения контрольных цифр приема в педвузы.

Однако реализация данной концепции  в столь сжатые сроки вызывает у многих экспертов, преподавателей вузов, учителей большое сомнение. Как заявил сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий: " Реализация этой инициативы вызывает большие вопросы. За четыре года бакалавриата невозможно подготовить полноценного учителя, особенно если основную часть времени он проведет в школе. Большинство российских педагогов учились вообще пять лет, а сейчас министерство считает, что их знания недостаточны. Чтобы реформа удалась, нужно написать новые учебники, создать новую программу обучения. За два года это сделать невозможно, получится очередное очковтирательство",— считает  Всеволод Луховицкий.  Сами педагоги считают, что качественного  учителя можно  подготовить за  шесть-семь лет.

Проект "Концепции поддержки развития педагогического образования" опубликован 10 января на сайте Минобрнауки для общественного обсуждения.

КОММЕНТИРОВАТЬ