Главная » Новости образования » Минобрнауки форсирует внедрение электронных учебников в школы

Минобрнауки форсирует внедрение электронных учебников в школы

С 1 апреля этого года в 60 московских школах проходит тестирование 12 моделей электронных книжек. Для эксперимента выбраны несколько школьных предметов: русский язык (5–9-е классы), литература (5-й класс), история России (7–8-е классы), математика (5-й класс), алгебра и геометрия (7–9-й классы), физика и химия (9-й класс), биология (7-й класс), изобразительное искусство и музыка.

Кстати в 2011-2012 году на территории РФ в пилотном режиме уже проводилась апробация ридеров для школы. Испытывались гаджеты Samsung, Intel, Dell, PocketBook, Amazon, а также созданные  в «Роснано» электронные устройства с гибким экраном. В настоящее время из эксперимента выбыл лишь один – это ридер отечественного производства. Остальные пока в тестировании участвуют.

Осенью, когда тестирование закончится, по результатам эксперимента будет составлен «шорт-лист» ридеров. В свою очередь в  Минобрнауки до конца 2013 года должны разработать технические и санитарные (СанПиН)  требования к электронным учебникам и передать их в Минздрав.

Минобрнауки  планирует в 2014 году создать на базе школьных библиотек электронных и информационных центров, в которых будут храниться электронная учебная литература.

Апробация  электронных учебников завершится в 2015 году, после чего эксперты сформулируют окончательные стандарты к самим учебникам, а также определятся с возрастом учеников, которым можно их рекомендовать.

Но уже сейчас эксперты сделали некоторые выводы по результатам предварительного тестирования.

Председатель Всероссийского профсоюза учителей Андрей Демидов в целом поддерживает идею замены традиционных учебников на  электронные, однако, по его мнению, не стоит вводить их в начальной школе – малышам трудно усваивать информацию с экрана. «Для старших классов идею — как учитель — поддерживаю. Потому что школьникам придется носить в портфелях лишь один учебник, а не несколько. Но не хотелось бы, чтобы переход на электронные носители лег финансовым бременем на плечи родителей». — говорит Демидов.

Научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Исаак Фрумин считает, что санитарные нормы должны носить лишь рекомендательный характер, как это делается в других странах.

«Подобные СанПиНы устаревают быстрее, чем высыхают чернила, которыми они написаны. Мы не можем задать нормы, которые долго будут существовать в быстроразвивающемся мире технологий, это нелепо. Знаете, когда появились первые компьютеры, то по нашим правилам их нужно было ставить по периметру класса — считалось, что они производят слишком много излучения, а сейчас что?»    — говорит Фрумин.

Электронные учебники  за рубежом  уже выходят  из стадии эксперимента. В Южной Корее они проходили апробацию с 2007 года.  Выводы, сделанные южнокорейскими экспертами весьма оптимистичные: успеваемость школьников в целом повысилась на 30%, причем наилучшие показатели  у учащихся  с низкой успеваемостью. К 2015 году правительство Южной Кореи планирует полностью отказаться от бумажных учебников.

В США с начала 2012 года  идет реализация правительственной программы, согласно которой каждый американский школьник будет обеспечен интерактивным комплектом учебных материалов, доступ к которым возможен через  планшет или обычный компьютер.

Не отстают и наши ближайшие соседи из СНГ. В частности в Белоруссии и Украине активно и успешно развиваются  проекты по внедрению электронных книг в образовательную среду.

Судя по тому, какие сроки по внедрению электронных носителей обозначены в Минобрнауки,  уже скоро  российского ученика с туго набитым школьным ранцем можно будет увидеть лишь в кино.

КОММЕНТИРОВАТЬ