Главная » Новости образования » Каков будет эффект от «эффективного контракта»?

Каков будет эффект от «эффективного контракта»?

Труд бюджетников теперь будет оплачиваться по — новому. Министерство труда и социального развития направило в правительство проект поэтапного повышения зарплат бюджетников на 2012-2018 годы. Согласно разработанному проекту всех бюджетников, в том числе и школьных учителей, переведут на «эффективный контракт». Однако конкретной информации о том, что представляет собой этот «эффективный контракт» в документе не содержится.

Труд бюджетников теперь будет оплачиваться по — новому. Министерство труда и социального развития направило в правительство проект поэтапного повышения зарплат бюджетников на 2012-2018 годы. Согласно разработанному проекту всех бюджетников, в том числе и школьных учителей, переведут на «эффективный контракт». Однако конкретной информации о том, что представляет собой этот «эффективный контракт» в документе не содержится.

Как полагают эксперты, новая система оплаты труда  школьных педагогов будет неким аналогом уже известной им НСОТ (Новая система оплаты труда), согласно которой им  в настоящее время начисляется заработная плата.

Как известно учителя и директора школ  выступают за то, чтобы  в новом законе «Об образовании в РФ» базовая ставка учительской зарплаты (то есть за 18 часов в неделю) была законодательно увязана со средней зарплатой по экономике региона. Если это произойдет, то не факт, что учителя по-прежнему будут работать  на 1,5 – 2 ставки, как это повсеместно  происходит сейчас, а, значит, в школах будет массово не хватать педагогов. Об этом предупреждает директор Центра экономики непрерывного образования АНХ при Правительстве РФ Татьяна Клячко: "Возникнет вопрос, будут ли учителя после этого (имеется в виду  уравнивание базовой ставки учителя со средней зарплатой в экономике) работать на 1,5-2 ставки, как большинство из них делает сегодня ради заработка, в ущерб качеству преподавания? Возможно, что и нет. Но если они прекратят перерабатывать, то в стране сразу перестанет хватать учителей. Тогда нужно решать вопрос, где взять новых, и придут ли при такой зарплате они в школу?". По расчетам, если каждый учитель будет работать на одну ставку, то в стране потребуется в 1,5 раза больше педагогов, чем в настоящее время.

Новая система оплаты труда (НСОТ) вызывает массу недовольств в учительском сообществе. Причин здесь несколько. Во-первых, непрозрачная система начисления  различных надбавок (так называемая стимулирующая составляющая). Где-то надбавки пересчитываются ежемесячно, и субъективный подход  администрации к распределению  этих денег вызывает недовольство среди педагогов.

Во-вторых, стимулирующие выплаты производят из общего фиксированного  фонда, а это значит, что учитель, получивший повышенную зарплату, как бы «отобрал»  часть денег у своего коллеги. Безусловно такие моменты создают нездоровую обстановку в коллективе.

В третьих, учитель не получающий постоянно надбавки (по разным причинам), в конце-концов  начинает работать вполсилы. Уволить такого педагога трудно, да и на его место не стоит очередь за дверью школы.

В отличие от НСОТ, в эффективном контракте должны будут прописаны четкие критерии оценки работы педагога. Другой вопрос, кто, как и за что будет оценивать учительский труд? Как верно сказал член совета Межрегионального профсоюза работников образования МПРО "Учитель" Всеволод Луховицкий: "Работу мастера по ремонту холодильников очень легко оценить: он отремонтировал холодильник, и тот работает. Но определить, в чем состоит качество работы учителя, невозможно в принципе. Эта проблема остается нерешенной и в других странах".

Новая система оплаты труда худо-бедно  работает пока из федерального бюджета  идут поступления в рамках проекта  «Образование». Доходы учителей действительно выросли. Однако последствия внедрения  этой системы будут совсем иными, если финансирование сократится или прекратится вовсе.

"Когда у нас принимаются решения по совершенствованию систем оплаты труда, то они очень часто делаются из "общетеоретических" соображений, и не просчитываются до конца те последствия, которые эти шаги могут повлечь за собой", — считает экономист Татьяна Клячко.

"Это делается для того, чтобы сэкономить бюджетные деньги. Но государственные служащие получают свои зарплаты в постоянном объеме, вне зависимости от качества своей работы. Я не вижу оснований, почему бюджетники из социальной сферы должны финансироваться по-другому" – такого мнения придерживается  Всеволод Луховицкий.

Так что, резюмируя все вышесказанное, создается  впечатление, что новые преобразования в системе оплаты труда бюджетников вряд ли сильно изменят к лучшему жизнь педагогов.

КОММЕНТИРОВАТЬ