Главная » Статьи об образовании » Современная школа » Как выбрать учебник для учеников 1-6 классов.

Как выбрать учебник для учеников 1-6 классов.

Учебники для школьников в последнее время разрабатывают не совсем корректно. Так, например, учебники математики для учеников 1- 4 классов и учеников 5-6 классов очень отличаются по манере предоставления информации и направленности. Если у учеников начальных классов на уроках математики стараются выявить и развить творческий потенциал, высокий уровень мышления, гибкость ума, то учебники для 5-6 классов, где предоставлены конкретные задания и примеры, репродуктивные упражнения, этой тенденции не продолжают, а наоборот учат детей исполнительности и не позволяют продолжить развитие в творческом и интеллектуальном плане.

То есть учебники для начальных и средних классов учат детей совершенно по разным методикам, что сказывается на ребенке и его восприятии информации далеко не лучшим образом.

 

Учебники с новыми методиками

Как выбрать учебник для учеников 1-6 классов.За последние годы были приняты неоднократные попытки изменения способа предоставления информации ученикам путем внедрения учебников с новыми методиками (учебники М.И. Моро, Л.Г. Петерсона, Н.Б. Истоминой и др). Начиная с 5 классов новая программа была введена, но учителя начальных классов категорически отказываются от новой программы и предпочитают работать по классической, проверенной годами методике. Этим и объясняется разница в предоставлении материала ученикам 1-4 и 5-6 классов. По этой причине происходит снижение уровня мотивации, как у школьников, так и у учителей, не выявляется или теряется интерес к получению информации, не наблюдается улучшения в познании нового.

В школах Санкт-Петербурга, обучающих детей по различным методикам, были проведены исследования как среди учителей, так и среди учеников. Целью этих исследований было выявить наиболее подходящие методики, проверить уровень развития учеников в математических дисциплинах. Исследования проводились при помощи специально разработанных тестовых вопросов, большинство из которых охватывали базовые школьные знания, остальные вопросы выходили за рамки школьных учебников и были предназначены для проверки уровня самостоятельного обучения школьника.

Для учителей также были разработаны анкеты, в которых присутствовали вопросы о методиках обучения детей, образования учителей, нагрузках и т.д. В результате было выявлено, что более шестидесяти процентов опрошенных учителей преподают по классической методике, и лишь около 40 процентов по современным развивающим методикам.

Также по результатам исследований стало известно, что 61 процент учеников, пройдя обучение в начальных классах по классической методике, в 5-6 классах продолжают по ней обучаться. Именно эти ученики ответили на меньшее количество вопросов при  тестировании и показали наиболее низкие результаты. Из оставшихся 39 процентов учеников продолжают дальнейшее обучение по современным учебникам лишь 15 процентов.

Было выявлено, что ученики, которые обучаются по развивающим методикам как в начальных, так и в 5-6 классах, хорошо усваивают информацию, высокий процент выполнения заданий. Ученики, занимающиеся по классическим методикам или переходящие с классической на развивающую, горазда хуже выполняют задания на проверку умственного и творческого потенциала. Особенно сложно ученикам, переходящим с развивающей теорию на классическую в 5-6 классах. Они чувствуют дискомфорт и незаинтересованность в обучении, так как часть программы 5 класса уже прошли в начальной школе, они стоят на месте и не получают дальнейшего умственного и морального развития.

 

Анализ учебников для 1-6 классов

Учебники для начальной школыУчебники различных авторов содержат как базовое содержание, так и углубленное, но в различных соотношениях. Учебник математики Л.Г. Петерсона состоит на 44 процента из базовых компонентов и и на 56 процентов из углубленного расширенного содержания. Что касается базовых знаний, то основную часть материала,  а именно 70 процентов, составляют арифметические действия и примеры, по 30 процентов занимают величины и геометрические фигуры, и всего лишь 9 процентов занимают пространственные величины, которые требуют сравнения, анализа и мышления. Из углубленного содержания большую часть занимают дроби и множества, по 3-5 процентов оценка результатов вычислений, вычисления по формулам, уравнения, таблицы, диаграммы, комбинаторика, логика. И лишь по 1 проценту круглые тела, осевая симметрия, делители и кратные числа. Большинство заданий построено на принципах повторения и закрепления. Несомненно, повторение должно быть, необходимо закреплять пройденный материал, но это должно быть построено таким образом, чтобы повторение пройденного материала пересекалось с изучением нового, просматривалась взаимосвязь между пройденным и изучаемым.

Например, в учебнике Н.Я. Виленкина эта взаимосвязь при повторении проявляется крайне слабо, ученики отводят много времени исключительно повторению пройденного материала без какого либо намека на освоение новых знаний и навыков. Ученики, занимающиеся в 5 классе по учебнику Виленкина начинают проходить новый материал лишь к концу первого полугодия, получается что за несколько месяцев они не научились ничему новому, а проходили старый, изученный материал. Анализ учебника показал, что  57 процентов заданий и материала соответствуют учебнику и уровню 5 класса, 36 процентов уровню 3 и 4 класса, и лишь 7 процентов заданий повышенной сложности. По уровню сложности учебник Н.Я.Виленкина значительно уступает, например, учебнику Л.Г. Петерсона.

Чтобы решить острую на сегодняшний день проблему несогласованности материалов учебников 1-4 и 5-6 классов потребуется немало времени. В первую очередь необходимо создать и внедрить на практике единый учебно-методический комплекс для 1-6 классов, согласовать содержание и материал учебников, прийти к одному мнению в выборе методики.

КОММЕНТИРОВАТЬ