Главная » Новости образования » ЕГЭ в ближайшей и отдаленной перспективе

ЕГЭ в ближайшей и отдаленной перспективе

За 12 лет существования ЕГЭ, как единственной формы  итоговой аттестации выпускников школ, общество так и не оценило всех  его обещанных преимуществ. ЕГЭ по-прежнему вызывает массу нареканий и  со стороны педагогов. Об этом свидетельствует опрос, проведенный «Левада-Центром» в мае этого года.

За 12 лет существования ЕГЭ, как единственной формы  итоговой аттестации выпускников школ, общество так и не оценило всех  его обещанных преимуществ. ЕГЭ по-прежнему вызывает массу нареканий и  со стороны педагогов. Об этом свидетельствует опрос, проведенный «Левада-Центром» в мае этого года.

  • 62 % опрошенных считают, что с введением ЕГЭ значительно ухудшилась  качество образования учеников.
  • 50% полагают, что нарушения и мошенничество при проведении ЕГЭ стало общей нормой, от которой не удастся избавиться.
  • 27% думают, что ЕГЭ позволяет объективно оценить знания школьников.
  • 7% признают, что ЕГЭ увеличивает шансы на поступление в ВУЗ.
  • 6% относят ЕГЭ к более простой и удобной форме сдачи выпускных экзаменов.
  • А в целом, 57% опрошенных высказались за возвращение старой схемы сдачи экзаменов.

Если бы опрос был проведен после окончания  ЕГЭ-2013, который за все эти годы стал самым скандальным, процент респондентов, высказавшихся  в пользу ЕГЭ, наверняка бы резко упал.

Но пока альтернативы  ЕГЭ нет, и Госдума уже несколько раз отклоняла законопроекты, позволяющие возможность выбора форма проведения государственной аттестации.

В этой ситуации остается один путь – совершенствование процедуры проведения  экзаменов. Под эти знаком в Комитете Госдумы по образованию прошел «круглый стол», на котором парламентарии  обсудили самые острые проблемы ЕГЭ.

Была высказана масса предложений и идей, однако с учетом возможности  реализации, их разделили на две группы: краткосрочные (те, которые могут быть реализованы уже в 2014 году) и долгосрочные, которые удастся ввести не ранее 2015-2016 года.

 

Краткосрочные.

1. Обеспечение информационной безопасности:

  • установление металлоискателей,
  • установка системы видеонаблюдения в каждом ППЭ,
  • ужесточение ответственности соцсетей за публикацию КИМ,
  • перекрестная проверка части С (когда ее выполняют эксперты из других регионов),
  • публикация открытого банка заданий с максимальным количеством вариантов,
  • доставка КИМ в регионы не за 3 дня до экзаменов, как раньше, а буквально накануне.

2. Увеличение числа общественных наблюдателей и расширение их полномочий

3. Включение  в состав региональных государственных экзаменационных комиссий (ГЭК), а также конфликтных комиссий представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в сфере образования,

4. Исключение графы «средний балл ЕГЭ по региону» в системе показателей оценки деятельности губернаторов.

5. Запрет на  публикацию  информации о составе представителей ГЭК, руководителей и организаторов ППЭ, чтобы исключить давление на них.

 

Долгосрочные меры.

1. Разделение заданий ЕГЭ на базовый и профильный уровни.

2. Увеличение числа обязательных предметов ЕГЭ,

3. Существенное изменение КИМ по гуманитарным предметам, в частности проведение экзамена по литературе в форме сочинения,

4. Учет при поступлении портфолио ученика и среднего  балла аттестата.

5. Введение устной  часть в экзаменах по иностранным языкам и проведение ЕГЭ по информатике в компьютерной форме. Апробация этих новшеств успешно прошла в этом году в ряде регионов, так что они могут быть введены уже в 2015 году.

6. Прозвучало предложение выдавать аттестаты с неудовлетворительными оценками. Резон в этом есть: возможно, наличие хоть такого аттестата позволит этим учащимся продолжить образование в тех вузах и колледжах, в которых не сданные ими дисциплины не являются профильными. (В этом году 2,07% выпускников остались без аттестата).

7. Обсуждалось предложение о предоставлении учащимся права неоднократной сдачи ЕГЭ без привязки к конкретным срокам. Это право, по мнению специалистов, должно распространяться, прежде всего, на экзамены по выбору, которые будут проводить независимые центры.

Если все эти меры будут реализованы в полной мере, то возможно в обществе удастся переломить негативное отношение к ЕГЭ.

КОММЕНТИРОВАТЬ