ЕГЭ в ближайшей и отдаленной перспективе
За 12 лет существования ЕГЭ, как единственной формы итоговой аттестации выпускников школ, общество так и не оценило всех его обещанных преимуществ. ЕГЭ по-прежнему вызывает массу нареканий и со стороны педагогов. Об этом свидетельствует опрос, проведенный «Левада-Центром» в мае этого года.
За 12 лет существования ЕГЭ, как единственной формы итоговой аттестации выпускников школ, общество так и не оценило всех его обещанных преимуществ. ЕГЭ по-прежнему вызывает массу нареканий и со стороны педагогов. Об этом свидетельствует опрос, проведенный «Левада-Центром» в мае этого года.
- 62 % опрошенных считают, что с введением ЕГЭ значительно ухудшилась качество образования учеников.
- 50% полагают, что нарушения и мошенничество при проведении ЕГЭ стало общей нормой, от которой не удастся избавиться.
- 27% думают, что ЕГЭ позволяет объективно оценить знания школьников.
- 7% признают, что ЕГЭ увеличивает шансы на поступление в ВУЗ.
- 6% относят ЕГЭ к более простой и удобной форме сдачи выпускных экзаменов.
- А в целом, 57% опрошенных высказались за возвращение старой схемы сдачи экзаменов.
Если бы опрос был проведен после окончания ЕГЭ-2013, который за все эти годы стал самым скандальным, процент респондентов, высказавшихся в пользу ЕГЭ, наверняка бы резко упал.
Но пока альтернативы ЕГЭ нет, и Госдума уже несколько раз отклоняла законопроекты, позволяющие возможность выбора форма проведения государственной аттестации.
В этой ситуации остается один путь – совершенствование процедуры проведения экзаменов. Под эти знаком в Комитете Госдумы по образованию прошел «круглый стол», на котором парламентарии обсудили самые острые проблемы ЕГЭ.
Была высказана масса предложений и идей, однако с учетом возможности реализации, их разделили на две группы: краткосрочные (те, которые могут быть реализованы уже в 2014 году) и долгосрочные, которые удастся ввести не ранее 2015-2016 года.
Краткосрочные.
1. Обеспечение информационной безопасности:
- установление металлоискателей,
- установка системы видеонаблюдения в каждом ППЭ,
- ужесточение ответственности соцсетей за публикацию КИМ,
- перекрестная проверка части С (когда ее выполняют эксперты из других регионов),
- публикация открытого банка заданий с максимальным количеством вариантов,
- доставка КИМ в регионы не за 3 дня до экзаменов, как раньше, а буквально накануне.
2. Увеличение числа общественных наблюдателей и расширение их полномочий
3. Включение в состав региональных государственных экзаменационных комиссий (ГЭК), а также конфликтных комиссий представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в сфере образования,
4. Исключение графы «средний балл ЕГЭ по региону» в системе показателей оценки деятельности губернаторов.
5. Запрет на публикацию информации о составе представителей ГЭК, руководителей и организаторов ППЭ, чтобы исключить давление на них.
Долгосрочные меры.
1. Разделение заданий ЕГЭ на базовый и профильный уровни.
2. Увеличение числа обязательных предметов ЕГЭ,
3. Существенное изменение КИМ по гуманитарным предметам, в частности проведение экзамена по литературе в форме сочинения,
4. Учет при поступлении портфолио ученика и среднего балла аттестата.
5. Введение устной часть в экзаменах по иностранным языкам и проведение ЕГЭ по информатике в компьютерной форме. Апробация этих новшеств успешно прошла в этом году в ряде регионов, так что они могут быть введены уже в 2015 году.
6. Прозвучало предложение выдавать аттестаты с неудовлетворительными оценками. Резон в этом есть: возможно, наличие хоть такого аттестата позволит этим учащимся продолжить образование в тех вузах и колледжах, в которых не сданные ими дисциплины не являются профильными. (В этом году 2,07% выпускников остались без аттестата).
7. Обсуждалось предложение о предоставлении учащимся права неоднократной сдачи ЕГЭ без привязки к конкретным срокам. Это право, по мнению специалистов, должно распространяться, прежде всего, на экзамены по выбору, которые будут проводить независимые центры.
Если все эти меры будут реализованы в полной мере, то возможно в обществе удастся переломить негативное отношение к ЕГЭ.