Куда будет двигаться высшая школа?
В ближайшие десять лет нас ждет существенное реформирование системы высшего образования. Об этом подробно рассказал бывший министр образования РФ, а ныне ректор РУДН Владимир Филиппов.
Какие существенные преобразования ожидаются в высшей школе?
— Первое и самое болезненное – это сокращение сети вузов. Предполагается, что их будут не закрывать, а объединять с более сильными и перспективными учебными учреждениями.
В ближайшие десять лет нас ждет существенное реформирование системы высшего образования. Об этом подробно рассказал бывший министр образования РФ, а ныне ректор РУДН Владимир Филиппов.
Какие существенные преобразования ожидаются в высшей школе?
— Первое и самое болезненное – это сокращение сети вузов. Предполагается, что их будут не закрывать, а объединять с более сильными и перспективными учебными учреждениями.
-Региональные вузы постепенно перейдут на финансирование из местного бюджета. Логика здесь такая: если какой-то вуз готовит специалистов для своего региона, то и оплачивать их учебу должен самостоятельно. В этом случае местные власти наверняка будут более взвешено подходить к вопросу подготовки одних и тех же специалистов почти в каждом высшем учебном заведении (например, экономистов и юристов).
— Произойдет возврат к озвученной когда-то идее ГИФО (государственных именных финансовых обязательств). Напомним, что ГИФО – это бюджетные средства, которые выделяет государство на обучение после школы в зависимости от результатов ЕГЭ. Только эти денежные средства получит не студент, а вуз, в который он зачислен. Чем выше результат поступающих абитуриентов, тем большую сумму из бюджета получит вуз. Кстати эта система начнет работать уже с 1 января 2013 года.
-Распространение независимого тестирования выпускников вузов на качество полученного образования. Первыми столкнутся с этим бакалавры. Однако пока еще не проработан механизм аттестации выпускников. Будет ли это ЕГЭ для бакалавриата или иная альтернативная модель – пока не ясно. Но, как бы там ни было, оценка выпускников, подчеркнул Филиппов, «должна быть независимой: учить и проверять знания должны разные люди!».
Должны возродить полноценную практику для студентов. В настоящее время частные компании в ней не заинтересованы, а на государственных предприятиях она зачастую носит весьма условный характер.
Таким образом, как выразился Владимир Филиппов: «Впереди нас ждет интересное десятилетие»